Раньше среди русского населения обычным явлением были большие семьи. В те времена было принято жить и совместно хозяйствовать и родителям, детям и внукам, и даже нескольким братьям, сестрам с мужьями-примаками, а также осиротевшим племянникам и остальным родственникам. Зачастую в семье собиралось до 20 человек и более. Возглавлял семейный коллектив отец либо старший брат. Среди женщин распорядительницей и авторитетом среди мужчин была его супруга. Жизнь внутри семьи определяли патриархальные устои. Церковью женщинам предписано было беспрекословно подчиняться мужу.
В семейной жизни женщин ждал тяжкий повседневный труд, покорность и повиновение. Но каждый член семьи принимал участие во всех хозяйственных делах, мужчины решали сложные полевые работы, лесные и строительные. В семейные дела вовлекали и детей. Так случилось, что как только отменили крепостное право и получение земельных наделов, наметилась тенденция к распаду таких семей. Редко переселенцы последних десятилетий 19 столетия переезжали крупным составом. Но все же проживание с родителями старшего сына везде оставалось семейной традицией. Раньше семья из 7-9 человек было распространенным явлением. А в столыпинскую эпоху вместе с ними рождались и малые семьи, из 4-6 человек. Как правило, свадьбы праздновали в осеннюю пору или после Крещенья Господнего.
Свадебная церемония представляла собою несколько этапов, занимая достаточно много сил и времени. Сосватать девушку приходил крестный и крестная, либо родители жениха. Все усаживались под матицу, и иносказательно говорили про товар и купца, и т.д. Если было достигнуто согласие, потом шли предсвадебные встречи в виде смотрин невесты, знакомства с хозяйством будущего мужа, сговора, все участники этого процесса говорили про дату свадьбы, о размерах приданого, о величине и содержании кладки и пр. После, в течение где-то месяца, обе семьи готовились к этому торжеству. Все это время подруги невесты приходили к ней в дом на вечерки, помогая готовить подарки на свадьбу, а также приданое, девушки занимались шитьем, вязанием кружев и вышиванием.
Каждый обряд, вошедший в свадебный цикл, сопровождали песни грустные и лирические, величальные или шуточные и прощальные. На следующий день проявлялся игровой характер свадебных увеселений, когда зять вместе с гостями шел «к теще на блины». Так, у казаков после бурного застолья у тещи принято было рядиться в разные одежки, раскрашивая или закрывая лицо холстом, все это — с песнями и гиканьем, разъездами по станице на запряженных в повозки волах и наездами в гости к кумовьям и остальным гостям. Свадьбы длились порой даже неделю и более. Вопреки ограниченному количеству гостей, любой мог побывать на свадьбе, поплясать, поучаствовать в представления, и даже наугощаться.
Увы, но собиратели фольклора акцентируют на обеднении свадебной обрядности в двадцатом столетии, на исчезновении из нее большинства грустных и игровых моментов, на расширении состава участников с утратой свадебных «ролей» (кроме дружек). В истории остался и обрядовый песенный фольклор…