Троицкий Собор на земле муромской
Муромо рязанское княжество счет своих лет ведет с 1127 года, когда окончательно выделилось из Рязанского княжества. Просуществовало оно недолго, менее столетия: лихие рязанско-суздальские соседи постоянно зарились на эту землю и, в конце концов, Владимир — Большое Гнездо княжество завоевал. А вот сам Муром – город еще более древний, стоял на берегах Оки еще в 1088 году, и был княжеском городом вплоть до двадцатых годов 13-го века, когда войска Батыя опустошили и сожгли до тла не только сам город, но и всю землю муромскую. Но Муром не зря был родиной самых знаменитых на Руси богатырей: город возродился, но княжество независимым удержать не удалось. С 1392 года княжество присоединили к Москве, а сам город, спустя небольшое время, стал одним из ремесленных центров московского княжества.
Святые места в Муроме повсюду
Кузнецы, портные, сапожники, ювелиры, даже хлебопекари здесь были лучшими: слава муромских калачей до сих пор не забыта. Славился Муром и своими зодчими: создателями, иначе и не скажешь, монастырей Мурома – Свято-Троицкого, Воскресенского, Благовещенского. Вот об одном из них и пойдет речь.
Город муром святые места всегда чтил и оберегал. Почти все монастыри города построены на местах деревянных храмов, уничтоженных во время нашествия Батыя. Собор Троицкого девичьего монастыря воздвигнут на месте старинной церкви во имя св. князей Глеба и Бориса. Строился монастырь на деньги купца «московской сотни» Тарасия Цветнова, строили его муромские зодчие и вложили в стены и душу свою, и сердце.
Троицкий Собор словно парит над землей: белоснежный, сияющий, узорчатый как русские кружева. Верхний свод венчает традиционное пятиглавие, свод украшен двумя рядами кокошников, состоящими из как бы вложенных друг в друга нескольких рядов арок. Благодаря этому сам свод кажется воздушным, невесомым, а все здание словно бы устремляется ввысь. Не зря на большинстве снимков собор снят снизу: это всего лишь попытка передать это ощущение легкости и нежности.
Свод отделяется от четверика декоративным поясом. Здесь пояс настолько широк, что его смело можно назвать двойным. Узор из чередующихся пяти поясов выносных карнизов и пяти фризов, многоцветные керамические плитки с рисунками трав, волшебных животных и птиц создает впечатление настолько сказочное, словно и впрямь не старинные камни составляют стену монастыря, а прихотливое кружево рукодельницы. Такой пояс – непременная деталь муромских храмов, но только в Троицком Соборе он настолько пышен и изящен.
Собор простоял закрытым почти все двадцатое столетие. Только в 1970 году он был признан памятником архитектуры, и только в 1980-х годах началась его реконструкция. Сейчас Свято-Троицкий женский монастырь вновь действует, а его удивительной красотой может полюбоваться каждый гость Мурома.